Технология Ca/Ca в аккумуляторных батареях: плюсы и минусы для автомобиля, в чем разница между кальциевыми и свинцовыми

Содержание
  1. Что такое кальциевый аккумулятор
  2. Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей
  3. Плюсы кальциевых аккумуляторов
  4. Минусы кальциевых АКБ
  5. Как подобрать ЗУ
  6. Технологии производства АКБ
  7. Чем отличается аккумулятор ca ca от других
  8. Как ведет себя при минусовых температурах
  9. Спрос рождает предложение
  10. Автомобильный бум
  11. Поставил и забыл
  12. Конкурентная борьба производителей АКБ
  13. Устройство и принцип работы
  14. Виды автомобильных аккумуляторов
  15. Как заряжать в домашних условиях
  16. Заряжаем хорошим зарядным устройством
  17. Особенности безопасной эксплуатации
  18. Разновидности аккумуляторов
  19. Недостатки
  20. Срок службы
  21. Маркировка
  22. Характеристики кальциевых аккумуляторов
  23. Правила зарядки
  24. Полная зарядка при глубоком разряде
  25. Где применяются кальциевые аккумуляторы
  26. Этапы процедуры
  27. Плюсы и минусы
  28. Кальцию – зеленый свет или «возвращение блудного попугая»
  29. Выбор аккумулятора
  30. Преимущества и недостатки кальциевых аккумуляторов
  31. Отличие от других типов батарей
  32. Напряжение заряда
  33. Применение легирующих металлов
  34. Возможность обслуживания
  35. Сфера использования кальциевых аккумуляторов
  36. Обслуживание кальциевых батарей
  37. Чем отличается аккумулятор ca ca от других
  38. Как ведет себя при минусовых температурах
  39. Как восстановить кальциевый АКБ
  40. Инструкция
  41. Подводя итоги
  42. Как обслуживать кальциевый аккумулятор

Что такое кальциевый аккумулятор

Аккумуляторы CA/CA считаются стандартными свинцовыми батареями, пластинки которых легированы кальцием. Этого металла не так уж и много в составе, но даже при концентрации около 0,1%, удаётся добиться улучшений. Помимо кальция, при создании таких АКБ, иногда добавляют серебро. Несмотря на более высокий ценник кальциевых аккумуляторов с серебром, в таких моделях удаётся существенно уменьшить процесс формирования сульфатов на поверхности пластинок.

Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей

Аккумуляторы для автомобиля Са/Са имеют свои преимущества и недостатки, если сравнивать их с батареями других видов. Чтобы определить, какой аккумулятор лучше рассмотрим различия между АКБ с кальцием и их сурьмяными и гибридными аналогами.

Параметры Кальциевый аккумулятор Сурьмянистый свинцовый аккумулятор Гибридный аккумулятор
Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+) Са/Са Sb/Sb Sb/Ca
Начало процесса электролиза электролита 15 – 16 В 12- 12,5 В 14 — 15
Тип АКБ Необслуживаемый / малообслуживаемый обслуживаемый обслуживаемый
Стоимость Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей) В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого

Таблица 1. Основные различия между кальциевыми, свинцовыми (сурьмянистыми) и гибридными аккумуляторами.

Кальциевые и гибридные аккумуляторы считаются прогрессивными устройствами и пользуются большей популярностью среди современных автомобилистов благодаря своим улучшенным техническим характеристикам.

Плюсы кальциевых аккумуляторов

Если говорить о том, какие плюсы и минусы характеризуют кальциевый аккумулятор, то, в первую очередь, стоит остановиться на преимуществах АКБ такого класса (их намного больше, чем недостатков):

№ п/п Преимущества кальциевых аккумуляторов Примечание
1 Длительный срок эксплуатации В среднем срок службы кальциевого аккумулятора составляет около пяти лет при правильной эксплуатации.
2 Характеризуются низким уровнем саморазряда Если сравнивать с малосурьмянистыми разновидностями, то аналогичная характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70%.
3 Повышенная прочность пластин АКБ Это делает пластины устойчивыми к вибрации
4 Снижение процесса электролиза воды Благодаря этому кальциевые аккумуляторы в большинстве своем являются необслуживаемыми (около 90%).
5 Снижение интенсивности коррозионных процессов Увеличивает срок службы АКБ.
6 Защита от перезаряда Для кальциевых АКБ характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В.
7 Возможность изготовления пластин меньшей толщины Производители имеют возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, а значит – с большей мощностью.
8 Идеальный вариант для начинающих автомобилистов Аккумулятор автомобильный Са/Са (в большинстве случаев) является необслуживаемым, поэтому владельцу не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита – есть или нет у автомобилиста опыт работы с такими устройствами неважно. Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке.

Таблица 2. Достоинства кальциевых аккумуляторов

ВАЖНО! Оптимально подходят такие аккумуляторы для установки в автомобили с полностью исправным электрооборудованием, относительно новых моделей – желательно присутствие в транспортном средстве системы, которая самостоятельно отключает музыку, свет, габаритные огни, в случае, если автолюбитель проявил невнимательность или забывчивость.

Минусы кальциевых АКБ

К сожалению, кальциевые аккумуляторы для автомобиля не лишены некоторых недостатков, среди которых нельзя не отметить следующие:

№ п/п Недостатки Примечание
1 Чувствительность к глубоким разрядам Это главный минус и основное отличиекальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов. Аккумуляторы этого класса не рекомендуется разряжать ниже напряжения 12 В.

Достаточно всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к эксплуатации.

2 Высокая стоимость Объясняется сложностью и дороговизной производственного процесса.
3 Не подходят для режима передвижений в «городском стиле» Длительные простои (если, к примеру, владелец пользуется автомобилем только для того, чтобы добраться из дома на работу и обратно), езда в ритме «старт – стоп» губительно воздействуют на кальциевые аккумуляторы.

Таблица 3. Недостатки кальциевых АКБ

ВНИМАНИЕ! Кальциевые аккумуляторные батареи подходят для использования только в автомобилях. От установки устройств такого класса в катер или лодку, где они могут подвергнуться глубокому разряду, лучше воздержаться.

Как подобрать ЗУ

Обычными зарядными устройствами восстановить ёмкость кальциевого аккумулятора на 100% не получится. Для качественной зарядки необходимо напряжение в пределах 16 – 16,5 В. Также для активации процесса десульфатации рекомендуется приобрести устройства позволяющее осуществлять переменную зарядку и разрядку батареи в определённой последовательности.

Хорошо себя зарекомендовали автоматические зарядные устройства для CA/CA батарей, которые самостоятельно регулируют параметры подаваемого напряжения и силы тока на протяжении всего цикла зарядки аккумулятора.

Технологии производства АКБ

Как нам известно, в пластинах используется свинец, а это очень мягкий металл, который от циклов заряда – разряда, от температурных колебаний может разрушаться.

Читайте также:  Распиновка активатора 5 контактного

Не буду сильно затягивать (про это говорил уже много раз) но стоит упомянуть технологии производства:

  • Сурьмянистая – в пластины начали добавлять такой металл как СУРЬМА «Sb», они стали намного прочнее, теперь температурные перепады им были не страшны. НО минусами можно назвать кипение при 100% заряде (проходит интенсивный процесс электролиза, теряется большая часть воды из электролита). А также интенсивный саморазряд
  • Кальциевая технология («Ca» — Кальций). Про нее я расскажу чуть ниже, важно понять, что она была вторым поколением
  • Гибридная – это что-то среднее между кальцием и сурьмой, здесь одна пластина с добавками кальция, а другая сурьмы, обозначение «Sb/Ca» или «Ca+». Этот вид впитал в себя достоинства одной и другой технологий

НО на данный момент, одной из самых прогрессивных технологий считается именно второй тип, и сейчас он очень сильно эволюционировал.

Чем отличается аккумулятор ca ca от других

Основные отличия:

  1. Более высокая ёмкость батареи при одинаковом весе.
  2. Снижено внутреннего типа сопротивление, что помогает добиться большей мощности разряда в момент пуска двигателя.
  3. Переживают повышение зарядного тока более 16 В.
  4. Стоят дешевле по сравнению с гелевыми АКБ.
  5. Дороже гибридных, ионных и сурьмянистых моделей.

Важно! Многие задумываются, какой аккумулятор лучше гибридный или кальциевый, на самом деле они оба отлично справляются со своими задачами. Однако гибридный стоит дешевле и он неприхотлив в плане обслуживания.

виды-акб

Как ведет себя при минусовых температурах

Зимой такие батареи лучше перемещать в теплые или домашние помещения. Ведь минусовая температура оказывает пагубное влияние на электролитический состав. Из-за холода электролит становится более плотным. В итоге, начинаются проблемы с проводимостью.

аккумулятор

Спрос рождает предложение

Почему же сейчас кальциевые аккумуляторы используются повсеместно? Может быть наука нашла способ, как избавиться от всех вышеперечисленных недостатков? Не совсем. Главным фактором здесь выступает основной закон рыночной экономики, который можно сформулировать так: «Спрос рождает предложение».

Автомобильный бум

Вспомните, сколько автомобилей было во дворах ваших домов всего каких-то 30 лет назад? А сколько их сейчас? В любом городе дворы буквально забиты автомобилями. Налицо автомобильный бум. Это раньше автомобиль являлся роскошью и с него буквально «пылинки сдували», а сейчас? Вы думаете, что владельцы «живущих» на улице автомобилей ночами не спят, размышляя о том, как бы обслужить аккумулятор на своем авто? Ничего подобного.

Поставил и забыл

Приоритеты людей сильно изменились. Автомобиль стал обычным средством передвижения, а выбор аккумулятора сместился в сторону набирающего популярность принципа: «поставил и забыл». Что бы там ни говорили, но большинству автомобилистов глубоко «до лампочки», что там происходит с их аккумулятором. Они просто не хотят связываться с их обслуживанием.

Вот слова одного автомобилиста: «Как показала практика, у всех 3-х новых автомобилей, которые я покупал (за последние 15 лет) аккумуляторы прослужили по 2 года, максимум 3» (от себя добавлю, что этот автомобилист из северных районов России). Тогда я его спросил: «А заряжать не пробовал?» На что он ответил: «Зачем? Проще новый купить». Как вам такой ответ? Странно, правда? Однако таких людей с каждым днем становится все больше и больше.

Конкурентная борьба производителей АКБ

Теперь понятно, почему производители аккумуляторов «из кожи лезут вон», лишь бы предложить потребителю аккумулятор, который не требует к себе никакого внимания, одним словом – «поставил и забыл». И конкурентная борьба среди производителей аккумуляторов сейчас ведется в одной единственной плоскости – чей АКБ прослужит дольше без какого- либо обслуживания.

Устройство и принцип работы

В таких АКБ свинцовые пластинки легированы кальцием. Обычно на корпусе кальциевых аккумуляторов красуется надпись «Ca/Ca». Она говорит о том, что кальций добавлен и в плюсовую и в минусовую батареи. Минерал снижает саморазряд и уменьшает потерю жидкости из электролитического состава.

Когда простая батарея садится, на ее пластинках формируется сульфат свинца. Плотность электролита из-за этого снижается. Как только АКБ ставится на зарядку, сульфат свинца начинает распадаться, плотность увеличивается, а емкость возвращается в первоначальное состояние. Если аккумулятор разряжен до нуля, кристаллы сульфата свинца становятся очень большими. В таком случае при заряде они уже не будут разрушаться. Это явление называют сульфатацией.

В кальциевых АКБ при разряде помимо сульфата свинца формируется и сульфат кальция. Он не растворяется в воде или кислоте, а при повышении температурного режима увеличивает свою плотность. Кристаллы кальция не пропускают электрический ток, поэтому закупорив пластинку, деактивируют ее. Такой процесс может начаться даже при 10 В и значительно снижает емкость батареи.

Виды автомобильных аккумуляторов

На большинстве современных автомобилей отечественного и иностранного производства используются аккумуляторные батареи, которые можно разделить по технологии изготовления и характеристикам на 4 основных типа:

  • Малосурьмянистые (Sb/Sb). Старый вид АКБ, который используется преимущественно на отечественных автомобилях и старых, подержанных иномарках. Состоят из плотных свинцовых пластин с добавлением сурьмы (6-7 %!в составе), считаются обслуживаемыми, так как в них доливают воду через специальные отверстия (банки) на корпусе.
  • Кальциевые (Ca/Ca). Самый распространенный вид необслуживаемых батарей, в которых свинцовые пластины в процессе производства легированы небольшим количеством кальция (макс. 0,1 %!от всего сплава).
  • Гибридные. Универсальный тип аккумуляторов, в которых пластины на плюс и минус изготовлены из разных сплавов. Как правило, плюс состоит из свинца с добавлением сурьмы, кадмия или других подходящих металлов, а вторая часть выполнена с применением кальция или серебра.
  • Гелевые(GEL) и AGM. Самые дорогие батареи, отличаются от обычных тем, что электролит в них не находится в жидком состоянии, а выполнен в качестве пропитки стекловолоконного состава или в виде геля с оксидом кремния.

Каждый из представленных типов аккумуляторов для автомобиля имеет свои преимущества и недостатки. Обычные сурьмянистые агрегаты с дистиллированной водой легко подзаряжаются специальными электрическими устройствами, при этом могут быть полностью разряженными, в отличие от гелевых или кальциевых батарей, допускать полного разряда которых категорически не рекомендуется.

Рекомендуем ознакомиться

  • Как проверить аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой и другими приборами?
  • Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром – схема в 7 шагов
  • Как проверить плотность электролита в аккумуляторе – учимся пользоваться ареометром

AGM, как и GEL батареи, обладают более высокой ценой, но при этом и большим сроком службы. Вопреки существующему мнению, что эти два типа АКБ идентичны, они имеют разные конструктивные особенности. Гелевые батареи оборудованы свинцовыми пластинами, между которыми залит силикатный гель. За счет большого количества пор он хорошо удерживает электролит, а твердая структура, которая связывает пластины, предотвращает возможность их осыпания и короткого замыкания.

В AGM вариантах связующий элемент между пластинами выполнен в виде абсорбирующей стеклоткани, которая способствует повышению емкости и стойкости к низким температурам. Срок службы AGM батарей самый высокий, но и цена приличной модели в 2-3 раза превышает стоимость АКБ с обычными характеристиками.

Однако самыми распространенными на рынке являются кальциевые аккумуляторные батареи. Сейчас такие агрегаты установлены практически на каждом втором автомобиле.

Как заряжать в домашних условиях

Источники энергии этой разновидности весьма подвержены явлению сульфатации, а также способны очень быстро терять заряд. Это в первую очередь обусловлено их конструктивными и технологическими особенностями. Дело в том, что генератор автомобиля не способен выдавать уровень напряжения выше 15 В, а для полного восстановления мощности кальциевой АКБ необходима величина напряжения, равная 16,5 В. Таким образом, батарея регулярно оказывается недозаряженной. Кроме того, эти устройства не адаптированы к эксплуатации авто на малых скоростях и на короткие расстояния – происходит процесс интенсивного разряда.

Следовательно, чтобы кальциевый аккумулятор всегда был в работоспособном состоянии, требуется его регулярная зарядка.

Кальциевые батареи, в отличие от других аналогичных устройств, независимо от условий и интенсивности эксплуатации нуждаются в регулярной подзарядке в домашних условиях. Только так возможно продлить срок их службы.

Заряжаем хорошим зарядным устройством

Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля? АКБ этой разновидности, имея множество особенностей как в устройстве, так и в эксплуатации, естественно, отличаются и методикой зарядки, а следовательно, нуждаются в особом зарядном оборудовании. Обычным прибором для зарядки типичных свинцово-кислотных батарей здесь не обойтись хотя бы по причине недостаточной величины выдаваемого ими напряжения – максимум 15 В.

Выбирать зарядник для Ca/Ca батарей следует, опираясь на следующие критерии:

  1. Возможность ручной регулировки в широком диапазоне основных параметров: тока и напряжения.
  2. Наличие встроенной функции десульфатации.
  3. Возможность функционирования устройства по строго заданной программе в автоматическом режиме.
  4. Способность к определению работоспособности батареи и взятой ею ёмкости в результате зарядки.
  5. Выдаваемое напряжение не ниже 17 В.

Особенности безопасной эксплуатации

В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут продлить срок службы батареи:

  1. Рекомендуется постоянно очищать корпус от грязи и мусора, а также удалять накопившуюся воду на крышке.
  2. Образовавшийся окисел удаляют с электродов, это снижает сопротивление при коммутации.
  3. При попадании мусора в отверстия для отвода излишних газов может произойти разрушение батареи, поэтому их регулярно очищают.
  4. По рекомендации производителей уровень электролита необходимо проверять 2 раза в месяц. Восстанавливать в домашних условиях следует только дистиллированной водой, кислоту доливают в специализированных мастерских.
  5. При помощи прибора регулярно проверяется значение напряжения и плотности.
  6. При длительной стоянке са/са аккумулятор необходимо постоянно поддерживать подзарядкой. Они бояться глубокого заряда, в результате чего могут выйти из строя.
  7. В зимний период источник питания такого типа следует хранить в помещении. Низкая температура пагубно влияет на состав электролита.

Важно! Правильная эксплуатация и соблюдение требований хранения способны продлить срок службы кальциевых аккумуляторов.

Разновидности аккумуляторов

Существует три главных вида кальциевых АКБ:

  • Старый тип. Пластинки таких аккумуляторов содержат около 0,1% кальция и 0,1-0,2% олова. Они выносят примерно два глубоких разряда.
  • Передовой тип. В пластинах подобных агрегатов помимо кальция содержится около 0,3% серебра. Они дороже, но выдерживают до десяти глубоких разрядов.
  • Промежуточный тип. К кальцию в пластинках прибавляются разные материалы: селен, медь, кадмий. Устойчивость таких батарей от трех до пяти глубоких разрядов.

Несложно понять из информации выше, что они все существенно отличаются друг от друга.

Недостатки

  1. Не переносит резкие разряды. В заряженном АКБ следует поддерживать напряжение выше 12 В, желательно 14,5 В. Один глубокий разряд уменьшает емкость на 8-20%, а один полный — на 50%. Потери трудновосполнимы, в то время как 3-4 разряда совсем убивают данные батареи.
  2. Боится простоев, а также частого включения — выключения, поэтому рекомендуется для дальних поездок.
  3. Дороговизна, связанная с технологией и составными компонентами. Качественный механизм стоит от 6 до 15 тысяч рублей, хотя встречаются модели за 2000.

Срок службы

Гарантийный срок эксплуатации кальциевых АКБ составляет 5 лет. При бережном обращении, которое, прежде всего, заключается в отсутствие глубоких разрядов, возможно использование батареи с сохранённым уровнем пускового тока в течение 8 – 10 лет.

При ненадлежащей эксплуатации, срок службы с даты выпуска может не превысить и 1 года, при этом если в розничной сети аккумулятор был реализован в исправном виде, то покупателю может быть отказано в возмещении убытков, если будет доказано, что неисправность вызвана нарушением правил эксплуатации.

Маркировка

На АКБ наносятся обозначения, помогающие определить их главные параметры. Маркировка аккумуляторов делится на две категории:

  • маркировка по ГОСТ (которая действует и сейчас);
  • маркировка согласно ДИН.

По стандартам ГОСТ маркировка АКБ 6СТ-55АЗ выдает потребителю следующие данные: 6 – количество последовательно совмещенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее базисное напряжение (12В);

  • СТ. – предназначение АКБ (Стартерная);
  • 55 – номинального типа емкость в Ампер-часах;
  • А – общая крышка, З. – заполненная электролитическим составом и полностью заряженная.

По стандарту ДИН маркировка состоит из нескольких групп цифр:

  • В 1-ых трех цифрах говорится о емкости АКБ;
  • Во 2-ых трех цифрах скрыта информация о конструкции;
  • В 3-их трех цифрах указывается величина пускового тока.

Маркировка 574 012 068 выдает следующие сведения:

  • 5 – цифра, отображающая «порядок» значения емкости;
  • 74 – емкость 74 Ампер*часа;
  • 012 – обозначение типа корпуса, из которого следуют размеры корпуса, вид крепления, месторасположение выводов;
  • 068 – ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.

Характеристики кальциевых аккумуляторов

Кальциевый агрегат – батарея, электроды которой обработаны кальцием, легированы. Изюминкой этой технологии считается то, что пластинки из свинца защищены от перенасыщения энергией, окисления и коррозийных явлений. За счет тонкости пластинок увеличивается их число в батарее. Также подобные АКБ выдерживают кратковременного типа повышение зарядного тока более 16 В.

Аккумуляторы кальциевого типа могут прослужить дольше других. Они виброустойчивы, стабильно переживают избыток зарядных нагрузок. Чтобы АКБ полностью раскрыла свой потенциал, нельзя допускать ее полного разряжения. Один спуск до нуля – это потеря 50 % емкости. Десять разрядов приводят к уничтожению батареи.

Гарантийный срок использования кальциевых аккумуляторов составляет пять лет. При правильном обращении, которое, в первую очередь заключено в отсутствие глубоких разрядов, возможна эксплуатация АКБ с сохранённым уровнем пускового тока в течение десяти лет. При неправильном использовании, срок службы с момента выпуска может не превысить и одного года, при этом если в магазине батарея была реализована в исправном состоянии, то потребителю может быть отказано в возмещении убытков, если будет доказано, что разрушение аккумулятора вызвано нарушением правил эксплуатации.

Правила зарядки

Зарядка кальциевого аккумулятора производится до получения 14,3-14,5 В, ток должен составлять 10% от максимального, заявленного производителем, например, для 50 амперного АКБ следует выставлять 5 А; отключается при достижении тока 0,5 А.


Напряжение на клеммах проверяется вольтметром. 12 В и менее говорят о необходимости зарядить аккумулятор, во избежание трудновосполнимых потерь емкости.

Читайте также:  Шумоизоляция багажника на Лада Гранта

Перед зарядкой нужно убедиться, что АКБ имеет комнатную температуру. Старайтесь не допускать нагрева свыше 40-45 градусов Цельсия. Противопоказано допускать кипячение — оно снижает характеристики и может привести к выведению из строя. Отключайте устройство, если началось выделение газа, свидетельствующее о кипячении пластин.

Для свинцово-кальциевого АКБ не требуется ареометр. Сплав сам поддерживает электролит в несвободном состоянии. Жидкость расслоена — сверху располагается более жидкая, а снизу более плотная.

Полная зарядка при глубоком разряде

Разряд до 11,5 В или ниже негативно сказывается на батарее, поскольку в электролите происходит реакция, создающая осадок сульфата кальция, закрывающего доступ заряда к выходу. Запрещено проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), которое негативно сказывается на АКБ.

Полная зарядка является долгим процессом, так как зарядить кальциевый аккумулятор нелегко. Предстоит выполнить следующие этапы:

  1. Очистка сульфатированных пластин. Подается напряжение 15,8 В, импульсивно, не дольше 8 часов. Оно помогает очистить внешнюю часть от сульфатов и частично восстанавливает емкость.
  2. Проводится проверка приема заряда от устройства при токе 1/10 от стартового, при 12,6 В.
  3. При температуре 25 градусов производится основной заряд. Ток постоянен, напряжение растущее, не превышающее 14,5 В. Срок — до восполнения 80% емкости, но не более 20 часов.
  4. В тех же условиях, но теперь при постоянном напряжении и уменьшающемся токе емкость доводится до 100%. Данный этап длится до 10 часов.
  5. После основного этапа надо проверить батарею на удержание напряжения в течение пары минут.
  6. Необходимо включить режим Recond, при наличии, для восстановления максимальной емкости. Если это невозможно, а номинальная емкость составляет менее половины от изначальной, рекомендуется приобрести новый АКБ.
  7. В режиме Recond подается высокое напряжение при низком токе в течение 30-240 минут для контролируемого газообразования, способствующего перемешиванию и расслоению электролита.
  8. После восстановления производится полная зарядка в буферном режиме. При 13,6 В и токе не более 10 А длительностью 10 суток. Цикл перезапускается при падении вольтажа.
  9. В конце производится профилактическая зарядка при постоянно уменьшающемся токе — от 10 до 2% от базового. Устройство поддерживает 12,7 — 14,4 В, но в случае его падения необходимо начать цикл с нуля.

Где применяются кальциевые аккумуляторы

Кальциевого типа аккумуляторы эксплуатируются в качестве стартовых агрегатов в легковых и грузовых машинах, и да, это не миф. Если батарея необслуживаемая, то ее можно использовать, как накопительный девайс в мощных источниках питания. При использовании кальциевой АКБ в самодельных инверторных аппаратах стоит обязательно ставить предохранитель, который поможет автоматически отключить аккумулятор при сильном разряде.

Этапы процедуры

Зарядка кальциевого аккумулятора состоит из таких этапов:

  1. Определение и очищение сульфатированных пластин. Перед тем как заряжать АКБ, ее нужно проверить на предмет сульфатации. Главным признаком данной проблемы является наличие на клеммах аккумулятора коричневатых образований. В случае с обслуживаемым аккумулятором идентифицировать сульфатацию можно путем осмотра пластин. Если они увеличились в размере и приобрели грязно-белый цвет, значит, сульфатация произошла. Убрать сульфаты с внешней поверхности пластин и восстановить емкость аккумулятора поможет импульсивная подача напряжения.
  2. Проверка способности АКБ принимать энергию от зарядного устройства. Еще одна процедура, которую нужно проделать, перед тем как заряжать Ca/Ca аккумулятор. Принадлежность аппарата к работе с тем или иным видом АКБ должна быть написана на его коробке или в инструкции. Разумеется, осуществлять эту процедуру нужно только один раз, в процессе покупки зарядки. Эта стадия намеренно идет после очищения сульфатированных пластин, так как избавиться от сульфатов можно с помощью практически любых зарядных устройств.
  3. Следующий этап — нужно производить зарядку максимальным током до тех пор, пока батарея не наберет до 80 % своей емкости.
  4. Последние 20 % зарядки Ca/Ca аккумулятора производятся умеренным током. Это позволяет избежать того самого «закипания».
  5. Восстановив батарею, нужно проверить, способна ли она удержать полученный заряд. Если АКБ быстро потеряет свою емкость, значит, пришло время заменить его на новый.

Кальциевые аккумуляторы обзор

Плюсы и минусы

Использование АКБ этого вида имеет свои преимущества и недостатки. К основным и наиболее существенным плюсам стоит отнести:

  • сравнительно высокую емкость позволяющую долгое время держать постоянный заряд – обеспечивается данный эффект применением очищенного свинца;
  • сравнительно низкие токи запуска;
  • минимальный саморазряд – вне зависимости от условий хранения;
  • минимальное испарение воды из электролита.

Множество преимуществ делает АКБ этого типа привлекательным для большинства автовладельцев. Но перед покупкой и началом использования важно ознакомиться с основными минусами конструкции:

  • не допускается полностью разряжать кальциевую батарею – даже 1 полный разряд приводит к падению максимальной емкости, заявленной производителем, на 50%!от изначальной;
  • стоимость обычных свинцовых АКБ ниже в 2 раза;
  • отсутствуют отверстия для доливки – приходится самостоятельно изготавливать их (что не совсем безопасно).

Именно глубокий разряд – главный враг рассматриваемых АКБ. В процессе работы на пластинах постепенно оседает сульфат свинца (выглядит как кристаллы). Данное явление является нормальным, говорит о разряде АКБ. В процессе химической реакции плотность электролита постепенно снижается. При подключении внешнего источника питания (зарядки постоянного тока) образовавшиеся на поверхности пластин кристаллы начинают постепенно растворяться. Как следствие:

  • плотность электролита внутри АКБ восстанавливается;
  • емкость возрастает до положенных значений.

Именно так и происходит процесс заряда-разряда. Если разрядить батарею Ca/Ca до нуля – кристаллы будут увеличиваться в размерах, возникнет плотная и трудно разрушимая структура. Как следствие – при подключении электрического тока пластины не освобождаются от наростов в виде сульфата. Такой процесс обозначается специальным термином «сульфатация аккумулятора».

Следует отметить: если сразу после глубокого разряда подключить АКБ в источнику постоянного электрического тока, то падения емкости можно избежать. Так как плотный кристаллический слой просто не успеет образоваться на поверхности пластин.

Ситуация с глубоким разрядом кальциевого АКБ усугубляется процессом образования сульфата кальция. Основные его качества:

  • устойчив в растворению в воде;
  • не поддается воздействию кислот.

Причем чем выше температура окружающей среды – тем прочнее кристаллическая решетка. Сульфат кальция представляет собой диэлектрик. В результате возникновения на поверхности пластины он приводит к её закупориванию – восстановить нормальную её работу не представляется возможным.

Кальцию – зеленый свет или «возвращение блудного попугая»

Как же кстати оказалась всеми забытая «кальциевая» технология, позволяющая изготавливать «необслуживаемые АКБ». Да, именно легирование свинца кальцием позволило повысить перенапряжение водорода или, говоря проще, аккумулятор стал «закипать» при более высоком напряжении (16,0 В). При напряжении бортовой сети автомобиля 14,4 В кальциевые аккумуляторы вообще не «закипают» и не требуют постоянного доливания дистиллированной воды, а значит нуждаются лишь в минимальном обслуживании. У кальциевого аккумулятора есть еще один бонус – это способность долго держать разряд. Скажем, если ваш автомобиль пару месяцев простоит на стоянке, то вернувшись за ним, у вас будут все шансы на успешный запуск двигателя. На этом, однако, его преимущества заканчиваются.

Выбор аккумулятора

При покупке источников питания с применением кальция следует ориентироваться по некоторым основным факторам:

  • Бренды. Современный рынок предусматривает наличие как отечественных, так и зарубежных моделей. Стоит упомянуть, что европейские аналоги оснащаются дополнительными сертификатами соответствия, для проверки иностранные производители применяют специальные современные агрегаты для этого.
  • Рекомендуется обратить внимание на дату выпуска. Аккумуляторы для автомобилей с применением кальция следует приобретать при хранении не более 5 месяцев. В результате длительного хранения собственная емкость батареи понижается, последующее самостоятельное восстановление может стать проблематичным.
  • Значение емкости. При выборе источника питания производители рекомендуют подбирать по номинальному показателю, указанному в документации к транспортному средству. Превышение емкости может привести к выходу из строя генератора и бортовой системы электроснабжения.
  • Максимальный ток. Также, как и в показаниях емкости необходимо учитывать по документации автомобиля. Превышение допускается для техники, которая часто применяется в зимний период.

Преимущества и недостатки кальциевых аккумуляторов

Кальциевые батареи имеют как достоинства, так и недостатки. К плюсам этих агрегатов причисляют:

  1. Долгий срок службы.
  2. Очень низкий уровень саморазряда.
  3. Серьезно понижен уровень электролиза воды.
  4. Устойчивые пластинки.
  5. Практически не подвергается коррозии.
  6. Выдерживают долгий перезаряд.
  7. Более высокий ток холодной прокрутки.
  8. Они часто реализуются полностью необслуживаемыми.

К минусам кальциевых АКБ можно причислить:

  1. При частых разрядах до нуля, батарея со временем полностью умрет.
  2. Из-за применения более сложной технологии, подобные аккумуляторы стоят больших денег.
  3. При долгом простое или при эксплуатации батареи с постоянным недозарядом снижается срок службы.

Несмотря на высокий ценник, при бережном использовании, удаётся хорошенько сэкономить средства за счёт увеличения срока службы изделия до десяти лет. Если приобретается необслуживаемая модификация, то временные расходы на обслуживание батареи сводятся, лишь к периодической зарядке.

Отличие от других типов батарей

Если сравнивать кальциевый, свинцовый и гибридный аккумулятор, то какой лучше могут показать только их технические характеристики. Рассмотрим отличие по их основным свойствам.

Напряжение заряда

В са аккумуляторах процесс восстановления заряда происходит при напряжении 16 В, у других моделей такие показатели значительно меньше. Свинцовый и гибридный заряжают при 12,5 В и 14 В соответственно.

Применение легирующих металлов

В аналогичных свинцовых и гибридных источниках питания применяют в основном сурьму. В са батареях используют кальций, чем выгодно отличает эти аккумуляторы от аналогов.

Возможность обслуживания

Кальциевые модели изготавливаются обслуживаемые и малообслуживаемые. Аналоги производят только обслуживаемого вида.

Сфера использования кальциевых аккумуляторов

Аккумулятор
АКБ, в пластинах которых присутствует некий процент Ca, задействуются как стартеры в пассажирских автомобилях и транспортных средствах для перевозки грузов.

При условии, что аккумуляторная батарея не нуждается в периодическом пополнении запаса дистиллированной воды, устройство можно применять как накопитель в бесперебойниках.

Эксплуатация данного вида батарей в самодельных устройствах для управления частотой тока требует установки предохранительной системы, благодаря которой разряженная батарея автоматически отключается.

Обслуживание кальциевых батарей

Кальциевая аккумуляторная батарея способна служить долго лишь при должном обслуживании. Что под этим подразумевается:

  1. Регулярная очистка корпуса и токовыводящих клемм от скопившихся на их поверхности пыли и грязи.
  2. Поддержание в чистоте вентиляционных отверстий.
  3. Периодическое измерение напряжения на клеммах батареи.

Кроме того, нужно стараться постоянно поддерживать зарядку источника энергии на предельном уровне, своевременно осуществляя подзарядку. А как часто следует заряжать кальциевые автомобильные аккумуляторы? Как правило, не реже одного – двух раз в месяц, независимо от интенсивности эксплуатации авто.

Если транспортное средство не используется на протяжении длительного времени, то аккумулятор следует снимать и хранить дома при комнатной температуре.

Чем отличается аккумулятор ca ca от других

Основные отличия:

  1. Более высокая ёмкость батареи при одинаковом весе.
  2. Снижено внутреннего типа сопротивление, что помогает добиться большей мощности разряда в момент пуска двигателя.
  3. Переживают повышение зарядного тока более 16 В.
  4. Стоят дешевле по сравнению с гелевыми АКБ.
  5. Дороже гибридных, ионных и сурьмянистых моделей.

Важно! Многие задумываются, какой аккумулятор лучше гибридный или кальциевый, на самом деле они оба отлично справляются со своими задачами. Однако гибридный стоит дешевле и он неприхотлив в плане обслуживания.

Как ведет себя при минусовых температурах

Зимой такие батареи лучше перемещать в теплые или домашние помещения. Ведь минусовая температура оказывает пагубное влияние на электролитический состав. Из-за холода электролит становится более плотным. В итоге, начинаются проблемы с проводимостью.

Как восстановить кальциевый АКБ

Причин, в результате которых источник энергии способен оказаться в состоянии глубокого разряда, несколько:

  • не проведённая своевременно подзарядка;
  • эксплуатация при низких температурах воздуха;
  • оставленные включёнными на долгое время потребители энергии бортовой сети при незапущенном двигателе.

В свою очередь полная разрядка батареи ведёт к сульфатации и безвозвратной утере доли ёмкости. Если время не упущено, то реанимировать АКБ можно.

Инструкция

Как зарядить кальциевый аккумулятор автомобиля таким образом, чтобы вернуть ему функциональный потенциал в полном объёме:

  1. Устанавливаем значение зарядного тока в 0,1 Ампер и ставим батарею на зарядку ровно на сутки.
  2. Далее снижаем величину токовой характеристики вдвое и вновь заряжаем АКБ сутки.
  3. Теперь ток увеличиваем ровно в 10 раз, то есть до 0,5 Ампер и осуществляем зарядный процесс до тех пор, пока батарея на 100 % не вернёт мощность.

Реанимационные действия следует проводить исключительно при комнатной температуре.

Если комплекс проведённых мероприятий не увенчался успехом, а вы действовали строго по инструкции, значит, процесс необратим – батарея нуждается в замене.

Подводя итоги

Чтобы правильно выбрать АКБ, которая подходит для вашего конкретного автомобиля, необходимо учитывать следующие параметры:

  • совместимость аккумулятора с Вашей моделью транспортного средства
  • условия и интенсивность эксплуатации

При возникновении каких-либо сомнений при выборе подходящей АКБ советуем обратиться за помощью и консультацией к специалистам. Также консультацию можно получить на нашем форуме https://forum.orionspb.ru/
Кальциевые аккумуляторы больше подходят автомобилистам, которые ездят часто и на дальние расстояния, а также предпочитают высокое качество езды. При своевременной подзарядке устройство будет эксплуатироваться в течение долгого времени — в течение срока, заявленного производителем и даже дольше.

Как обслуживать кальциевый аккумулятор

Если клиент покупает обслуживаемый кальциевый АКБ, то основной уход за аккумулятором будет заключен в своевременном добавлении воды. Для этого, в обслуживаемых агрегатах достаточно убрать крышку или открутить заливного типа пробки.

Необходимо выделить, что в сравнении с простыми аккумуляторами осуществлять подобные манипуляции потребуется не так часто. Испарение жидкости в батареях происходит довольно медленно, поэтому лишь летом стоит уделять проверке уровня электролита много внимания.

Оцените статью
В чем разница?