- Определения государства, страны и общества
- В чем заключается разница
- Отличительные признаки
- Политика и форма государственного устройства
- Суверенитет
- Игра значений
- Суверенитет
- Что входит в понятие «государство»?
- Чем отличается государство от общества и страны
- Отличительные признаки государства
- Как не путать значения
- Формы государственного устройства
Определения государства, страны и общества
Термин «государство» означает особый порядок организации политической власти, владеющей особым инструментарием для управления обществом в рамках обеспечения его комфортного функционирования.
Термин «страна» в свою очередь означает территорию, которая обладает определёнными особенностями национального состава населения, климата, культуры, истории и политики, которые делают ее отличной от других стран. Рассматривая термины «государство» и «страна», нельзя также оставить в стороне термин «общество».
Общество представляет собой объединение людей, проживающих вместе на конкретно обозначенной территории, которым присущи единые культурные ценности и нормы социального поведения, а также общая политическая организация, позволяющие в совокупности образовывать идентичность социокультурного плана и формировать чувство единства.
Государство как политическая организация и институт власти и управления обществом формируется самим обществом, представляющим собой объединение людей, проживающих на конкретной обозначенной территории и обладающих национальными и культурными особенностями.
Поэтому «общество» возможно рассматривать как связующий термин между терминами «государство» и «страна».
В чем заключается разница
Одно понятие значительно отличается от другого. При этом важно разобраться в основных особенностях этих терминов. Ниже они описываются простыми словами.
Отличительные признаки
Государство представляет собой обособленную управленческую структуру. Его различие со страной заключается в наличии таких признаков:
- Обладает четко организованным механизмом, который направлен на реализацию правовой власти.
- Имеет структурированную систему законов и норм.
- Может обладать разными формами по территориальному делению – конфедеративной, унитарной, федеративной.
- Отличается разными системами правления.
- Имеет разные формы государственного устройства – авторитарную, диктаторскую тоталитарную, демократическую свободную.
Политика и форма государственного устройства
Чтобы определить отличия рассматриваемых понятий, стоит учитывать, что есть определенные особенности в организации одних и тех же вариантов управления. Так, царская власть в России существенно отличалась от режима большевиков, который установился в 1917 году. В Великобритании управление сосредоточено в руках королевы, а в США делится на 2 ветви – парламентскую и президентскую.
При анализе отличий страны от государства стоит учитывать, что оба формирования обладают полицией, экономикой, символами, чиновниками. Главное несоответствие заключается в том, что в первом случае это не принадлежит народу.
Мнение экспертаКарнаух Екатерина ВладимировнаЗакончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»Есть некоторая разница и в полномочиях. В отдельных государствах глава выполняет лишь представительские функции, а решения принимают выборные органы. Так, в России большая часть управленческих функций сосредоточена в руках президента. При этом в Германии человек на таком же посту принимает гостей и представляет страну на публичных мероприятиях. При этом ключевые решения принимает канцлер.
Суверенитет
Чтобы выявить отличия между рассматриваемыми понятиями, требуется изучить и вопрос самостоятельности. Суверенитет представляет собой политико-правовое свойство, которое связано с волей народа. Для этого понятия характерны следующие признаки:
- Верховенство – другая власть выше описываемой отсутствует.
- Внешнее равноправие и независимость – государство может самостоятельно определять и проводить внешнюю политику, ориентируясь на принципы сотрудничества на равных с международным сообществом.
- Единство – говорит о существовании цельной системы органов, которые представляют власть и проводят ее политику.
- Неделимость – свидетельствует о том, что государство едино и не делится на части политическим или военным способом.
- Отсутствие отчуждения – от суверенитета невозможно отказаться или передать его другим юридическим лицам.
В отличие от государства, страна обладает своими политическими границами, но не имеет суверенитета. Иными словами, она не способна принимать собственные решения.
Игра значений
Похожая между собой тематика всегда представляет сложности с правильным применением тех или иных слов. Именно потому не все могут сразу сказать, чем отличается государство от страны. Вся загвоздка здесь в игре значений, которые человек вкладывает при упоминании термина. Правильнее будет употреблять слово «государство» в политическом или социальном контексте. Это будет означать державу со своим правлением, суверенитетом, способностью вести дипломатические связи и другими признаками.
Когда речь идет о географической составляющей, площади или населении внутри определенной территории с некими границами, тогда лучше применять слово «страна». Именно в этом заключается разница между двумя терминами. Если говорить иначе, то государство — более конкретное определение, ведь подразумевает одну общину с уже устоявшейся формой правления и формой государственного устройства. Понятие страны такого не подразумевает, ведь это только территория, где географически сложилось так, что проживает определенный народ. У них формируются свои политические с экономические интересы уже в ходе совместного проживания.
Суверенитет
Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.
Что входит в понятие «государство»?
Государством называют политическое образование, обладающее суверенностью и независимостью, целостностью и стабильностью территории, устоявшимися границами, определенной системой власти и управления.
В понятие государство входят различные политические термины, связанные с системой управления населением и внутренним социально-политическим устройством общества, живущего в границах данного образования.
Создание государство всегда преследует политические цели, связано с разработкой законов, которые должны выполнять все его граждане, и с системой исполнительно власти, обеспечивающей исполнение действующих законов.
Любое государство имеет свою конституцию, военную доктрину, армию, правоохранительные и судебные органы, высшую исполнительную власть. Система государственной власти всегда имеет несколько уровней. Государством называют именно политическое устройство, организованное в рамках одной территории, объединенной общими границами, культурой, единой системой управления жизнью общества.
Чем отличается государство от общества и страны
Государство по своей сути в обязательном порядке подразумевает политическую организацию общества, поживающего на конкретно закрепленной территории. Оно представляет собой разветвленную иерархическую систему учреждений, органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями по управлению деятельностью общества самим обществом.
Государство как форма организации общества создается с целью упорядочения и систематизации общественной жизни населения конкретной страны при помощи законов и иных нормативно правовых актов. Поэтому государство – это не территория, а форма организации управления жизнью граждан, проживающих на территории.
Государство можно без труда опознать по двум основополагающим признакам:
- существующему механизму организации политической власти (системе действующих на территории органов и учреждений), предназначенному для передачи и осуществлению властных полномочий, наличию правовой системы, состоящей из законов и правовых актов, обеспечивающих функционирование власти;
- наличию суверенитета, отражающем независимость и самостоятельность относительно других государств.
Сущность государства заключается в суверенности и самостоятельности. В этом его главное отличие от страны. Страна способна располагать собственным суверенитетом, а способна быть под влиянием суверенитета другого более мощного государства (как в случае со странами-колониями).
В это же самое время страна как термин обладает в большей степени культурно-историческим и социально-экономическим наполнением, а не политическим, чем и формирует отличие в сравнении с термином «государство».
Акценты смещены в сторону рассмотрения особенностей национальной общности местного населения: его традиций, языковых особенностей, менталитета и т.п.. При наступлении ситуации стирания оформленных отличительных признаков государства страна как явление не перестает существовать.
Что касается общества, то, хоть оно и может рассматриваться как государство в широком смысле, но оно предвосхищает создание государства. Именно общество на определенном этапе своего развития приходит к решению упорядочить и оформить в рамках государственного устройства текущий образ взаимодействий и взаимоотношений, сложившихся между представителями населения.
Общество кроме организации политической власти формирует также отличительные особенности, присущие стране. От общества зависит структура национального состава, его культурные и этнические особенности, их сохранение и развитие.
Отличительные признаки государства
Чтобы описать простыми словами, чем отличается государство от страны, достаточно отметить, что оно является обособленной управленческой структурой и отличается от последней следующими признаками:
- имеет четко организованный механизм, направленный на осуществление правовой власти;
- обладает структурированной действующей системой законов и правовых норм;
- по территориальному делению может иметь конфедеративную, федеративную или унитарную форму;
- ему присущи различные системы правления;
- различают следующие формы государственного устройства: авторитарная (единовластие, монархия), диктаторская тоталитарная, демократические свободные формы (народовластие).
Как не путать значения
Если человек хочет правильно пользоваться терминами и не путать их содержание, тогда необходимо четко понять, что является государством и страной. Эта информация была приведена выше, достаточно только запомнить четкое определение.
Главной особенностью в их разделении можно считать политику. Когда говорится о стране, то никогда не имеется в виду определенный режим управления народом, а лишь территориальная принадлежность. Форма правления и форма государственного устройства в географии определяется уже термином государство. Даже с одним этим основным отличием можно разделять понятия и правильно их применять. Большинство людей в разговоре взаимно заменяют их, но из контекста можно понять, правильно ли они это делают. Если же они не обращают на различия внимания, тогда можно исправить этот недочет.
Формы государственного устройства
Для понимания того, чем отличается страна от государства, важно помнить, что в разных формациях существуют расхождения в организации одних и тех же способов правления.
Например, царская власть в дореволюционной России совершенно отличалась от правления большевиков, установившегося после известных событий семнадцатого года двадцатого столетия.
Великобритания известна тем, что управление и в наши дни находится в руках монарха — королевы, а в Соединенных Штатах Америки бразды разделены между двумя ветвями — парламентом и президентом.
Для понимания того, чем отличается страна от государства, нужно отметить, что оба формирования имеют полицию и чиновников, экономику и символику. Основное несоответствие состоит в том, что в первом случае все это не принадлежит народу и не служит для удовлетворения его устремлений и надежд.
Существуют определенные различия и в допустимых полномочиях — в некоторых государствах глава лишь представляет их, а принятие решений возложено на выборные органы. В России, например, большая часть функций управления находится в руках президента. А в Германии на аналогичном посту человек занимается приемом гостей и представительством на публичных мероприятиях, а основные решения принимает канцлер.