- Чем отличается 3d от imax 3d?
- Принцип работы
- Сложный съёмочный процесс — но это окупается для зрителя
- Технические особенности, разновидности формата
- Преимущества IMAX
- Проекторы IMAX
- Как это работает
- Для правильного 3D используют экран с серебряным покрытием
- История формата
- Чтобы сделать идеальный звук, используют лазеры
- Фильмы IMAX снимают с соотношением сторон 1,9:1
- IMAX 2D – стоит ли он того?
- Pepsi IMAX – в чем отличие?
- Особенности залов в IMAX-кинотеатрах
Чем отличается 3d от imax 3d?
Часто задают этот вопрос и поэтому я хочу с самого начала ответить. В принципе, все современные традиционные 3D технологии основаны на двух типах построение трёхмерной картинки — показ видеоизображения в разных цветовых спектрах, которые затем пропускались через специальные очки и поляризационный метод. IMAX 3d использует именно поляризационный метод и именно этим он отличается от других способов показов.
А так же ещё есть некоторые уникальные технологические особенности, о которых мы поговорим ниже.
Принцип работы
Первоначально плёнка, которая применялась для кинопоказов, имела ширину 35 мм и не могла воссоздать полноценное широкоформатное изображение. Увеличение плёнки в два раза, до 70 мм, в сочетании с использованием по особому перфорированной киноплёнки, где кадр располагался продольно, решили задачу воспроизведения неискажённого большого изображения.
Это будет проще понять, если упомянуть, что в обыкновенной плёнке кадр располагался поперек киноплёнки, а вот для решения для Аймакс кадр расположили вдоль плёнки.
Разумеется, что это потребовало горизонтального движения киноплёнки в аппарате, а не вертикального, как это использовалось для воспроизведения плёнок иных форматов. Правда, плёночная длина самого IMAX-фильма при этом возросла в три раза, что потребовало создания особых условий хранения и транспортировки возросшего количества рулонов киноплёнки.
Звук
Подверглось переработке и звуковоспроизведение. В кинолентах обыкновенного формата фонограмма совмещалась с изображением на плёнке. Для технологии Аймакс пришлось записывать звук отдельно, на 35-тимилиметровую магнитную ленту, а после синхронизировать её с показом фильма.
Старые кинопроекторы не могли воспроизвести ту скорость, что требуется для IMAX, а потому были созданные проекторы новых типов. Их главным отличием стало добавление стеклянной поверхности, которая точно совпадала в объективе с его фокальной плоскостью. Большой размер кадра так же потребовал внедрение технологии вакуумного прижима плёнки, чтобы обеспечить удовлетворительную резкость изображения, проецируемого на экран.
Киноэкран
Благодаря IMAX он достиг размеров, которые превышали границы зрительского поля, при этом близкое расположение самого зрителя к экрану порождало у него эффект так называемого «полного погружения». Собственно, это одна из причин, по которой не строят IMAX-кинотеатры большой вместительности.
Хотя, чаще всего про эту технологию говорят применительно к кинопоказу, однако съёмки в формате IMAX тоже возможны. Правда, используемая для этих целей киноаппаратура значительно менее удобна, нежели аппаратура обычных форматов, а потому режиссёры используют Аймакс-съёмки лишь для самых масштабных сцен.
Схематический вид IMAX кинотеатра:
Подведем общий итог вышесказанного:
- Ширина и высота экрана в IMAX кинотеатре больше чем у привычных киноэкранов;
- Сам экран не плоский, а немного изогнутый по вертикали;
- Сам экран расположен ближе к зрителю;
- Сиденья в зале имею большой наклон к горизонту, около 23 градусов.
Сложный съёмочный процесс — но это окупается для зрителя
Студии арендуют камеры IMAX у компании — иногда с оператором, иногда без. Снимать на камеры IMAX раньше было сложно: они были тяжелыми и расходовали много плёнки.
К примеру, 150 метров плёнки хватало всего на пару минут съёмок. После этого оператору приходилось её менять — и это занимало ещё несколько минут. Сложнее всего из-за этого было при создании фильмов «Космическая станция 3D» и «Хаббл IMAX 3D», которые снимали на околоземной орбите. Для 8 минут съёмок пришлось загрузить на шаттл 1800 метров киноплёнки.
Сейчас от плёночных камер отошли — на них снимаю только в исключительных случаях, когда этого хочется режиссёру. Например, на такую камеру снимали «Интерстеллар». Чаще используют цифровую 65-миллиметровую камеру ALEXA IMAX. На неё снимали «Мстителей: Война бесконечности» и предстоящие «Мстители: Финал».
С другой стороны, это не останавливает режиссёров, потому что им прежде всего важно качество. К примеру, Кристофер Нолан начал использовать IMAX-камеру в масштабных сценах «Тёмного рыцаря» — снимал город и битвы. Но уже к «Интерстеллару» режиссёр разошёлся и крепил IMAX-камеры даже на скафандры актёров, чтобы добиться максимально качественной картинки.
IMAX, 2016
Но для того, чтобы фильм показали в IMAX, не обязательно снимать его на специальные камеры. В 2002 году компания придумала Digital Media Remastering, или DMR — технологию, которая позволяет конвертировать фильмы в формат IMAX.
Технические особенности, разновидности формата
До момента, когда зритель сможет насладиться реалистичным изображением, фильм надо отснять, сделать копии, построить зал, в котором будут реализованы все возможности технологии аймакс или 3D, или обеих сразу.
Для этого нужны:
- Пленка шириной 70 мм, что в 2 раза больше стандарта. На ней изображение позиционировалось не поперек кадра, а вдоль. Внутри кинопроектора она двигалась по горизонтальной оси, а не по вертикальной. При перечисленных характеристиках на кинофильм, такой же продолжительности как широкоформатный «Тодд АО», требовалось в три раза больше пленки. Причем специальной, сделанной на лавсановой подложке, которая предотвращала деформацию во время съемки или копирования.
- Сделанная по специальному заказу киносъемочная аппаратура. В мире существует всего 26 камер, которые могут снять картину в этом формате. Из-за большого веса аппаратов, огромного расхода пленки ( 150 метров нужно для полутора минутного ролика), их задействуют для съемок отдельных сцен, а не всей картины. В оригинальном формате создано всего несколько короткометражек, отснятых на околоземной орбите.
- Кинопроектор, не повреждающий пленку, двигающуюся по горизонтали. Оснащен специальным механизмом фиксации кадра, освещения. Во время демонстрации копия внутри проектора покадрово прижимается вакуумом к специальной стеклянной пластине. Так получается идеально ровный кадр, который проецируется на экран кинозала через короткофокусный объектив. Внутри установлены мощные ксеноновые лампы, дающие яркий пучок света, необходимый для качественной картинки. Вся конструкция оснащена системой водяного охлаждения, может весить больше 1 200 кг.
- Для демонстрации фильма нужна специальная звуковая аппаратура: совмещенной фонограммы, записанной поверх видеоряда, этот формат не предусматривает. Сначала использовали магнитные ленты (как в обычном магнитофоне), которые в конце ХХ века заменила 7-канальная звуковая дорожка системы Dolby Digital.
- Кинозал оснащают экраном со стандартным размером 22 х 16,1 метра (возможны вариации), системой динамиков, установленных в определенных точках. Во время проецирования изображения у него нет четких видимых границ, создающих «слепые» зоны. Обычно зал рассчитан на 8 — 14 рядов.
Существует несколько разновидностей формата IMAX. В чем разница:
- Dome / OMNIMAX: снимают фильм с помощью объектива «рыбий глаз», искажающего изображение. Во время съемки оптическая ось получается смещенной книзу. Чтобы картинка получилась выпуклой, его проецируют на экран в виде полусферы. Проектор размещается в центре кинозала, убирается после окончания сеанса.
- 3D: съемка и демонстрация идет сдвоенным аппаратом, как бы воспроизводящим работу человеческих глаз. Во время киносеанса одновременно проецируют две картинки: идентичные в картинах аймакс, отличающиеся для 3D.
- 4D: увы, но это только маркетинговый ход. В основе стандартный формат аймакс, дополненный цифровой звуковой дорожкой.
- HD: увеличенная в 2 раза скорость смены кадра. Кинотеатры любых форматов демонстрируют картины со скорость 24 кадра в минуту, HD – 48. Из-за того, что в 2 раза возросла не только скорость, но и длина пленки для фильма, пока технология распространена мало.
С начала двухтысячных стали использовать методику IMAX DMR: сканирование изображения, отснятого на обычную пленку. Компьютерная обработка, перевод в цифровой вариант аймах. Для демонстрации кинокартины больше не надо покупать копию, достаточно просто скачать лицензионный обработанный вариант (прошедший ремастеринг) с сервера.
Внутри кинозалов аймакс не бывает эха. Различить динамики, воспроизводящие басы и более высокие частоты, невозможно.
Преимущества IMAX
Первое, что нужно знать об IMAX, что это система, представляющая собой целый комплекс новейших технологий, призвание которых – обеспечивать ранее невиданный уровень погружения в кино. Это утверждение уже не раз было доказано такими блокбастерами, как, например, «Аватар» или «Хоббит», демонстрирующими огромный разрыв между IMAX и обычным кинотеатром.
Основные достоинства данной технологии:
1. Съемки проводятся двумя уникальными камерами, обеспечивающими абсолютно новый уровень трехмерной картинки.
2. Для воспроизведения используются соответствующие двойные проекторы и специальные стереоочки.
3. В залах применяется лазерная система выравнивая звука, которая не оглушает зрителя и поддерживает звуковое сопровождение любого фильма на оптимальном уровне.
4. Специальная геометрия зала, цель которой – максимально расширить площадь видимости.
Можно с уверенностью сказать об IMAX 3D, что это технология будущего, являющаяся отправной точкой развития новой истории кинематографа. Все эти составляющие приводят к картинке высочайшего качества. Невероятная четкость изображения и совершенный цифровой звук позволяют зрителям по-настоящему поверить в происходящее.
Проекторы IMAX
Проекционная система является важнейшей составляющей современных кинотеатров этого формата. Она интегрирована в каждый кинотеатр IMAX. Что это за технология?
- Использует уникальные двойные проекторы и запатентованную систему улучшения качества изображения, носящую имя «Image Enhancer».
- Позволяет поддерживать яркость и контрастность изображения на постоянном уровне, без сильных скачков.
- Автоматически калибрует изображение.
- Обеспечивает большее количества света в 2D- и 3D-фильмах, превосходя в этом другие системы.
- Обладает совместимостью с файлами JPEG 2000.
Как это работает
Проекторов в каждом цифровом кинотеатре IMAX теперь два; оба они показывают один и тот же фильм, и записи ничем не различаются между собой. — если, конечно, речь не идет о 3D-версии. В этом случае проекторы работают с ортогональными поляризационными фильтрами, каждый из которых пропускает только ту часть световых волн, поляризация которой соответствует поляризации фильтра. Такие же фильтры находятся и в стеклах очков, которые вы надеваете, собираясь посмотреть трехмерное кино. Каждый глаз зрителя видит только одну, правильно поляризованную, часть световых волн, и это позволяет обмануть зрительную кору, заставив ее поверить в трехмерность изображения.
Если на экране не 3D, второй проектор нужен для того, чтобы второй проектор компенсировал возможные промахи в работе первого, а еще — чтобы изображение во всех частях экрана было одинаково ярким и четким. Между проекторами устанавливают камеру. Во время сеанса она отправляет запись прямо на центральный пункт управления (их тоже два, в Канаде и в Китае). Компьютер анализирует данные камеры и проверяет, соответствует ли яркость изображения и громкость звука требованиям, предъявленным к фильму. Режиссер может быть спокоен: абсолютно все зрители IMAX увидят фильм в таком цвете и на такой громкости, которую он сам выбрал и утвердил. Место киномеханика занял оператор компьютера, с которого запускается показ. Этот человек должен уметь настроить сеть, включить и выключить проекторы, исправить ошибки.
Создатели технологий не забыли и о том, что любая передача данных — это потенциальная уязвимость. Поэтому камера и канал, по которому она передает запись, надежно защищена: если кто-нибудь попытается направить передачу на посторонний компьютер, показ мгновенно прервется, а отчет о нарушении поступит на ЦПУ.
Для правильного 3D используют экран с серебряным покрытием
Для съёмки 3D-фильма используют сдвоенную камеру вместо обычной. Её объективы находятся на расстоянии друг от друга, равном расстоянию между зрачками взрослого человека.
Для показа 3D-фильма в IMAX используют поляризационную технологию. Для этого на объективы ставят фильтры, которые синхронизированы с фильтрами в очках зрителя. На экран наносят серебряное напыление — чтобы он не менял поляризацию из-за света, падающего от двух проекторов сразу.
История формата
Еще на заре кинематографа у создателей фильмов зародилось желание увеличить эффект от просмотра. Первым вестником нововведений стал формат «Fox Grandeur», появившийся еще в далеком 1929 году. Он являлся прототипом широкоформатного кино, но тогда он не стал популярен. Спустя 20 лет индустрия кино переживает период своего подъема, и начинаются новые эксперименты с введением широких экранов. Все больше зрителей отрываются от своих телевизоров и возвращаются в кино.
Прототипом современного широкоэкранного изображения стала технология Multiscreen, разработанная умельцами из Канады. Впервые она была продемонстрирована в 1967 году на выставке высоких технологий, но в ней был выявлен целый ряд недостатков. После множества дополнений и изменений создатели технологии пришли к названию IMAX и его основному отличию от обычного формата – съемке на пленке, которая отличалась значительно большей площадью кадра и, соответственно, широким экраном. Первый кинотеатр нового формата заработал в 1971 году в Торонто и существует до сих пор.
Чтобы сделать идеальный звук, используют лазеры
В IMAX динамики расположены за экраном и вокруг кинозала. Но все кинотеатры разные, поэтому при акустическом проектировании используют лазерный дальномер. Он нужен, чтобы установить динамики в нужные места и соблюсти фазовые характеристики звука. Это делает звуковое сопровождение чётким, а диалоги внятными.
Из-за точно выверенного расстояния, во всех частях зала фильм звучит одинаково и впечатляюще — от гула самолётов дрожат кресла, а щебет птицы, пролетающей в кадре, сначала раздаётся в одной части зала и медленно перетекает в противоположную. Проверьте сами (желательно в хороших наушниках):
Фильмы IMAX снимают с соотношением сторон 1,9:1
Обычные фильмы чаще всего имеют соотношение 2,4:1. Соотношение 1,9:1 делает картинку, грубо говоря, более высокой — из-за этого она становится больше и объёмнее.
Убедиться можно на примере кадров из нового кинокомикса DC «Аквамен»: всё, что находится за пределами голубой рамки, зрители смогут увидеть только на экранах IMAX.
IMAX 2D – стоит ли он того?
Пора ответить на вопрос об IMAX 2D. Что это такое и в чем его основные отличия от похода в обычный кинотеатр? Несмотря на картинку в двух измерениях, поход в IMAX все равно удивит зрителя. Даже 2D для этого кинотеатра снимаются на уникальной по ширине пленке, которая позволяет захватывать изображение в 10 раз больше обычного. Благодаря этому при проекции на огромный экран создается изображение высочайшего качества, полностью лишенное помех или зернистости. Такую реалистичность обычный кинотеатр передать просто не в состоянии. Второй составляющей уникального киноопыта становится звук, о котором уже говорилось ранее. Он записывается отдельно от изображения в высочайшем цифровом качестве. Это значит, что он не занимает место на пленке и не подвергается сжатию, что позволяет сохранить его четкость и реалистичность. IMAX 2D — что это такое? Это все те же неповторимые технологии, но без трехмерного эффекта. Несмотря на это, такие кинотеатры нового поколения значительно выигрывают у своих собратьев.
Pepsi IMAX – в чем отличие?
Появление залов Кока-Кола и Pepsi IMAX обусловлено конкурентной борьбой между этими двумя компаниями. Зал Pepsi IMAX отличается своим синим цветом, соответствующим расцветке этой торговой марки, и некоторыми изменениями. Конечно, все преимущества кинотеатров такого типа в нем сохраняются. Главным отличием становится повышенная комфортабельность мест для сидения. Кресла производятся по специальному заказу и гарантируют, что время, проведенное в них, пролетит просто незаметно. Часто зал оборудуется дополнительными парящими экранами, в разы увеличивающими впечатления от фильма. «Приложением» к такому залу чаще всего служат кинокафе и бар, в которых, конечно же, можно найти продукцию спонсора. Кроме этого, они предлагают особое меню и расширенный выбор попкорна.
Особенности залов в IMAX-кинотеатрах
Значительно отличаются и залы в новейших кинокомплексах IMAX. Что это за нововведения? Основных отличий от обычного зала три:
- особое проектирование, увеличивающее видимое пространство;
- особое запатентованное расположение зрителей и экрана;
- значительно расширенный экран, занимающий целую стену.
Конечно, создатели не обошли стороной и комфорт, улучшив кресла и введя гардеробные в подобных кинотеатрах.